Специфика профориентационной работы с учащимися, имеющими особенности психофизического развития
Выбор профессии - сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается учащимся с особенностями психофизического развития (ОПФР). Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родителей.
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с особенностями психофизического развития было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям и адекватное отношение к ситуации выбора профессии. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Исходя из особенностей состояния здоровья, имеется классификация основных групп учащихся с ОПФР:
- нарушение слуха
- слабовидящие
- нарушение речи
- нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА)
- трудности в обучении
- интеллектуальная недостаточность
- аутизм
-комплексные нарушения (сочетания двух или более психофизических нарушений)
В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии учащимися с ОПФР важным для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка является диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков.
При организации работы с подростками по выбору профессии, имеющими особенности психофизического развития, учитываются такие факторы, как:
- позиция родителей;
- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- поддержка со стороны педагогов;
- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
- информированность об особенностях той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими особенности психофизического развития, достаточно многообразны:
- профессионально – ориентационные беседы;
- занятия в кружках, мастерских;
- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
- встречи со специалистами;
- участие в «днях открытых дверей»;
- участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
- использование средств массовой агитации: стендов, буклетов, фотоальбомов.
Для подростка с ОПФР правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна. Во-первых, это возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений и социальной интеграции в целом. Во-вторых, сама возможность профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности.
Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации учащихся с ОПФР и необходимость совместных усилий педагогов по подготовке ребенка к самостоятельной жизни совместно с учреждениями профессионального образования.
Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психологической и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения развития. Необходимым условием консультирования подростков с ОПФР является их желание консультироваться – получать помощь в разрешении вопросов, а так же принять ответственность за свое профессиональное будущее.
Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе родителей учащихся с ОПФР. Благодаря участию родителей в учебной и воспитательной работе возрастает их авторитет в глазах детей, возникает атмосфера доверия и взаимного уважения. Особенно полезна организация видов деятельности, в которых родители могут проявить свои профессиональные навыки.
С результатами диагностического исследования подростков с ОПФР нужно начинать знакомить с позитивной информации для того, что бы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий.
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, учитывать состояние его здоровья. Подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.
свернуть