Советы дефектолога

Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования

26.11.2023
развернуть

Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования

 

№ п/п

Название учебного заведения

Категория поступающих

(характер нарушения)

Уровень образования поступающих

Наименование учебной специальности, единичной квалификации

1.       

УО «Борисовский государственный строительный колледж»

 

лица

 с интеллектуальной недостаточностью

 

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

 

«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»

2.       

УО «Вилейский государственный колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;

 

«технология швейного производства: швея»

3.       

ГУО «Воложинский сельскохозяйственный колледж»

 

лица

 с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 

«технология швейного производства: швея»;

 

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

4.       

УО «Копыльский государственный  колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение.

«технология швейного производства: швея»;

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

5.       

УО «Смолевичский государственный колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»

 

6.       

УО «Любанский государственный колледж»

 

лица

с  интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

 

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

7.       

 

ГУО "Червенский  строительный колледж"

 

 

 

 

лица

с интеллектуальной недостаточностью

 

 

 

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 

 

 

 

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

 

«санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования»

8.       

УО «Слуцкий государственный индустриальный колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур"

 

9.

УО «Молодечненский государственный колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур»

 

10.

УО «Узденский государственный колледж»

 

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;

«технология швейного производства: швея»

 

 

свернуть

Специфика профориентационной работы с учащимися, имеющими особенности психофизического развития

26.11.2023
развернуть

Специфика профориентационной работы с учащимися, имеющими  особенности психофизического развития

 

Выбор профессии - сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается учащимся с особенностями психофизического развития (ОПФР). Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родителей.

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с особенностями психофизического развития было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям и адекватное  отношение  к ситуации выбора профессии. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.

Исходя из особенностей состояния здоровья, имеется классификация основных групп учащихся с ОПФР:

- нарушение слуха

- слабовидящие

- нарушение речи

- нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА)

- трудности в обучении

- интеллектуальная недостаточность

- аутизм

-комплексные нарушения (сочетания двух или более психофизических нарушений)

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии учащимися с ОПФР важным для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка является диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков.

При организации работы с подростками по выбору профессии, имеющими особенности психофизического развития, учитываются такие факторы, как:

  • позиция родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • поддержка со стороны педагогов;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
  • информированность об особенностях той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими особенности психофизического развития, достаточно многообразны:

  • профессионально – ориентационные беседы;
  • занятия в кружках, мастерских;
  • экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
  • встречи со специалистами;
  • участие в «днях открытых дверей»;
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
  • использование средств массовой агитации: стендов, буклетов, фотоальбомов.

Для подростка с ОПФР правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна. Во-первых, это возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений и социальной интеграции в целом. Во-вторых, сама возможность профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности.

Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации учащихся с ОПФР и необходимость совместных усилий педагогов по подготовке ребенка к самостоятельной жизни совместно с учреждениями профессионального образования.

Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами  психологической  и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения развития. Необходимым условием консультирования подростков с ОПФР является их желание консультироваться – получать помощь в разрешении вопросов, а так же принять ответственность за свое профессиональное будущее.

Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе родителей учащихся с ОПФР. Благодаря участию родителей в учебной и воспитательной работе  возрастает их авторитет в глазах детей, возникает атмосфера доверия и взаимного уважения. Особенно полезна организация видов деятельности, в которых родители могут проявить свои профессиональные навыки.

С результатами диагностического исследования подростков с ОПФР нужно начинать знакомить с позитивной информации для того, что бы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий.

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, учитывать  состояние его здоровья. Подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

свернуть

Учителя-дефектологи повысили свой профессиональный  уровень

19.01.2023
развернуть

           19 января 2023 года прошла аттестация педагогов ГУО «Средняя школа №1 п.Дружный».

           Повысили свой профессиональный  уровень учителя-дефектологи

Власовец Анастасия Андреевна

Шакуро Ольга Владимировна

Им присвоена первая квалификационная категория по должности учитель-дефектолог.

           В рамках аттестации  Власовец Анастасия Андреевна и Шакуро Ольга Владимировна подготовили и провели  открытые учебные и коррекционные занятия с детьми классов интегрированного обучения и воспитания.

          Поздравляем наших коллег и желаем им дальнейшей плодотворной работы!

свернуть

Советы дефектолога

развернуть

Учительская. Советы дефектолога

 

Совместная работа

педагогов и родителей детей

с особенностями психофизического развития

                         Председатель УМО  учителей-дефектологов

 И.М. Сикорская

  Особенно важно  организовать взаимодействие педагогов с семьей, в которой растет ребенок с особенностями психофизического развития. Хорошо налаженная работа создает условия для обеспечения психологической безопасности учащихся, успешной интеграции в общество  детей с особенностями психофизического развития, что является важнейшим аспектом государственной политики.

  В ГУО «Средняя школа №1 п. Дружный» в 2022/2023 учебном году обучается  74 учащихся с ОПФР:

- 32 учащихся с особенностями психофизического развития обучается   по программам специального образования в классах  интегрированного обучения и воспитания, из них 4 учащихся – на дому,

- 42 учащихся с особенностями психофизического развития занимаются  в пункте коррекционно-педагогической помощи с целью коррекции нарушений устной и письменной речи. 

  В ГУО «Средняя школа №1 п. Дружный» в 2022/2023 учебном году работает  6 учителей-дефектологов, которые оказывают коррекционно-педагогическую помощь учащимся с ОПФР в классах  интегрированного обучения и воспитания и в пункте  коррекционно-педагогической помощи.     В учреждении образования функционирует 8 классов  интегрированного обучения и воспитания:

      - 1 «В», 1 «Г», 1 «Д»,  2 «Д», 3 «Д», 3 «Е», 7 «Г», 9 «В»

     В классах  интегрированного обучения и воспитания обучаются 28 учащихся с особенностями психофизического развития:

- 24 учащихся – по образовательной программе специального образования по учебному плану специальной  школы, специальной  школы-интерната для детей с трудностями в обучении;

4 учащихся – по образовательной программе специального образования по учебному плану первого отделения специальной  школы, специальной  школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

   Расширение сети классов интегрированного обучения и воспитания, обеспечение качества  этого процесса обуславливают необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении образования.

  Сопровождение позволяет не «терять ребёнка из вида», прослеживать ход его развития, оказывать действенную, необходимую именно в данный момент помощь.

  Ведущие задачи психолого-педагогического сопровождения:

 - предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

 - помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

 - предупреждение и коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;

 -психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательных, воспитательных и коррекционных программ.

  Сопровождение осуществляется командой педагогических работников,    в которую входят:

   учителя-дефектологи, классные руководители, воспитатели групп продленного дня, педагог-психолог, педагог социальный, учителя-предметники, приглашаются по желанию родители (законные представители). 

    Главным направлением сотрудничества педагогов и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.

  К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаются специалисты различных направлений: врачи, психологи,  представители общественных организаций, педагог социальный, учителя-предметники.

  Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, педагоги не только предлагают темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывают предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

  С этой целью используем такие формы работы:

  • родительские собрания,
  • приглашение родителей на школьные мероприятия,
  • информационные индивидуальные, групповые консультации,
  • тематические семинары,
  • беседы.

Результатом этой работы должно стать знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, какой он есть.

свернуть