Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 1 п. Дружный
Родительский университет
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
свернуть
01.02.2024
Уважаемые родители!
Если Вы замечаете, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным, если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше быть в одиночестве, если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы с поведением в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы.
Говорят, что подростковый возраст - это стихийное бедствие и относится к нему нужно также. А я предлагаю смотреть на это с другой позиции. Переходный возраст – это еще и мостик от детства к взрослости. Ваш малыш («гадкий утенок») превращается в прекрасного лебедя.
Что делать родителям?
1. Принять его таким, какой он есть. В этот период происходит пересмотр жизненных ориентиров и смыслов, ребенок ищет собственное «Я». Через споры, бунт против авторитетов, обесценивание всего, чему их раньше учили, накапливается собственный опыт и ценности, на которые будет опираться впоследствии.
2. Примите свой страх за ребенка! Как это сделать? Ответ на вопрос короткий: бояться. Это, действительно единственный выход. Страх за потомство – это инстинкт, базовая эмоция родителей. Помогут разобраться со страхами и тем, стоит ли ими загружать ребенка, ответы на простые вопросы.
- Чего именно боится родитель?
Ответы можно записать, а затем подумать, какие из страхов связаны с ребенком, а какие – с самим родителем. Часто это личные тревоги, которые «прилипли» к нам с детства от наших родителей. Например, «не будешь хорошо учиться – пойдешь мести улицу». Если обнаружить такие мысли, то мы сможем перестать их транслировать своим детям либо станем это делать значительно реже.
- Какие ваши страхи реальные, а какие мнимые?
Для этого можно каждый их страхов оценить по 10-балльной шкале. После этого их стоит выписать в 2 колонки: реальных угроз здесь и сейчас и надуманных.
- Насколько степень вашего страха соответствует действиям ребенка?
Выпишите, что конкретно делает ребенок такого, что поддерживает ваш страх: не хочет учиться, гуляет с дурной компанией. Если вы поймете, что ребенок и правда в опасности, стоит предпринять меры. Однако проблема может оказаться и мнимой: некоторые переживают из-за отметок или по причине несовпадения жизненных планов подростка с родительскими. Тогда взрослым остается поработать над собой.
Что еще поможет пройти этап становления личности вашего ребенка, сохранив мир в душе и отношениях, вы узнаете, посещая занятия «Родительского университета».
Как вы думаете, почему первоклассники говорят «Я не хочу идти в школу»?
Привыкнуть к школе после детского садика сложно практически всем детям. В первом классе привычный режим жизни меняется, и приходится подстраиваться под изменившиеся условия.
Для многих, это огромный стресс:
• Новый коллектив
• Новый распорядок дня
• Хочется играть, а тебе не дают
• Появляются обязанности, связанные с учебой
• Каждые 35 минут нужно учиться чему-то новому
• За ошибки и неудачи ругают
Адаптация первоклассника к школе начинается с создания у ребенка мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы.
Например:
- Что сегодня интересного ты узнал?
- Что удивило тебя на уроке?
- Расскажи, на какие вопросы ты сегодня нашел ответы?
- Что тебе было любопытно узнать, но ты так и не нашел ответа?
- То, что ты сегодня узнал на уроках, где встречается в жизни?
- Интересно, как… (сложение чисел, умение писать и т.д.) поможет тебе завтра… ( в игре, в общении с друзьями, в походе в магазин)
Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. С чем у вас ассоциируется школа, то вы невольно переносите своему ребенку. Создавая положительный образ школьных будней в своем семье, вы таким образом, делаете фундамент такого же отношения и у своего ребенка.
На занятиях «Родительского университета» мы рассматриваем разные варианты мотивации детей к учебе. Мы ждем каждого родителя, которому важно будущее их детей!
Тема занятия для 5-6 классов «Ребенок среди сверстников» была выбрана не случайно. Главенствующее место для детей занимает общение с одноклассниками или сверстниками, именно так они и проходят своеобразную школу простейших социальных отношений. Однако этот опыт не всегда проходит легко и гладко. Иногда ребенку тяжело найти друзей, он часто вступает в конфликтные ситуации или может стать жертвой буллинга.
Если родители подозревают, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, обязательно нужно поговорить с ним об этом. Как можно начать подобный разговор? Например, можно задавать такие вопросы:
• Что делают твои одноклассники, когда начинается перемена?
• Что ты делаешь во время перемен?
• С кем из одноклассников ты проводишь время на перемене?
• Кто из одноклассников нравится тебе больше всего?
• Кто из ребят тебе не нравится?
• Что особенного он делает, почему не нравится тебе?
• Ты любишь перемены?
Ответы на эти или аналогичные вопросы помогут родителям получить картину происходящего в школе.
Важно задавать вопросы дружелюбно, демонстрировать ребенку свое участие, желание помочь и готовность слушать его мнение и оценки. Напрямую об отношениях со сверстниками лучше не спрашивать. Также необходимо избегать давления на ребенка — это будет дополнительно травмировать его и усугубит и без того неприятную ситуацию. Если ребенок уходит от ответов, переводя разговор на другую тему, это означает, что проблемы есть, и он нуждается в поддержке. В таком случае возникает необходимость разговора с классным руководителем.
В этом учебном году в школе продолжает свою работу «Родительский университет». 28 сентября прошло занятие для родителей 3-4 классов, на котором обсуждалась важная и очень болезненная тема для многих родителей, детей и педагогов – значение школьной отметки в жизни ребенка.
- Как реагировать на плохие отметки?
- Почему ребенок не хочет учиться?
- Что такое безотметочное обучение?
- Стимулируют ли плохие отметки и наказания ребенка учиться?
- Что важнее отметки или знания?
- Кому отметки нужны больше: детям, родителям или педагогам?
- О чем родителям говорят отметки детей?
Эти и многие другие вопросы поднимались на занятии. Мнение участников о том, как реагировать на негативные отметки разделились. Я же хочу привести несколько цитат известных педагогов-классиков.
«Нужны ли отметки педагогам?
Пусть сами за себя решают мои коллеги. Что касается меня, они мешали бы мне радоваться каждой встрече с детьми.
Может быть, тогда отметки нужны родителям, чтобы знать, как учатся их дети?
Скажу откровенно: вряд ли желательно давать родителям отметки успеваемости их детей. Что они будут делать с этими отметками?
Сами цифры не скажут ровным счетом ничего о конкретных успехах и неуспехах ребенка. Что им скажет, допустим, цифра «2» по математике? Разве она расскажет мамам и папам, что ребенок еще не может складывать числа в пределах десяти, что он допускает ошибки при решении задач типа «В магазин привезли 8 ящиков яблок, было продано несколько ящиков. Осталось 3 ящика. Сколько ящиков яблок продали?»? Разве объяснит эта цифра, по какой причине ребенок не смог ответить педагогу сегодня на уроке на вопросы: где в примере первое слагаемое, второе слагаемое, сумма? И наконец, разве сможет она посоветовать родителям, в чем и как помочь ребенку? Цифра эта не умеет говорить на таком языке.
Зато она умеет ябедничать, она так и бежит к папе: «Присмотри за ребенком! Он ничего не хочет делать!».
Думаете, «5» и «4» несут с собой радость? Часто они вызывают успокоение и праздность родителей в отношении воспитания ребенка: «Какой он у нас умный! Раз он так хорошо учится, значит, наша помощь ему не нужна!»
Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог,
доктор психологических наук,
член Российской академии образования,
президент Международного центра гуманной педагогики.
«Ну и замечательно, – говорят взрослые, – значит, будут стараться, станут добросовестно заниматься». И на первый взгляд кажется, что всё правильно, ведь одна из функций отметки – стимулирующая. Только мы не учитываем специфику возраста. За долгие годы работы в начальной школе я не встречала ни одного ученика, который, получив «нехорошую цифру», сознательно и самостоятельно стремился бы ее исправить. Ребенок мог расплакаться, огорчиться, разозлиться или впасть в апатию, то есть отреагировать эмоционально, но не конструктивно, деятельно, так, как мы себе это представляем (взять учебник и начать зубрить).
Поэтому двойка стимулирует не самого ученика, а его родителей, которые в лучшем случае начинают дополнительно заниматься, чтобы ликвидировать пробелы, а в худшем берутся за ремень. Потому что очень часто взрослые школьные отметки воспринимают как свои собственные, как некий внешний показатель личной успешности и состоятельности, и ощущают себя не как родители двоечника, а как родители-двоечники. И ребенку, который посмел их «опозорить», мало не покажется.
А теперь представим аналогичную ситуацию: маму или папу отругал начальник, вполне справедливо объявил выговор и лишил премии (тоже ведь бывает, не так ли?), а потом дома с ними «за это» не разговаривают, не позволяют смотреть телевизор, ходить в гости и т.п.
Поставив во главу угла воспитательно-стимулирующую функцию отметки, мы часто забываем о ее прямом назначении – констатирующей роли. Грамотное отношение к отметкам должно быть как к линейке или градуснику: измерение «температуры» успеваемости, чтобы в случае необходимости назначить соответствующее «лечение». Но это можно сделать только тогда, когда «пациент» спокойно и нормально относится к данной процедуре, не сбивает температуру и не прячет градусник из страха, что его потом будут ругать или наказывать…
Сторонники отметочного обучения нередко выдвигают такой аргумент, что отметка у ученика – это все равно что зарплата у взрослого. И снова мы лукавим, забывая, что зарплату мы получаем за то, что УМЕЕМ делать, а школьнику отметка ставится за НЕУМЕНИЯ. Музыкант-виртуоз может не уметь водить машину, краснодеревщик не обязательно владеет программированием, но в расчетном листе, в отличие от дневника, подобные «средние баллы» не отражаются!
На минутку представим, что учителю начисляют премии за то, что он знает (методику преподавания, возрастную психологию, организацию внеклассной деятельности и т. д.), и тут же выписывают штрафы за то, чем он не владеет (логистикой, нефтедобычей, юриспруденцией, пилотированием и пр.). И что дальше: учителя побегут скорей учиться или станут возмущаться, зачем им это нужно?»
Светлана Иановна Гин,
кандидат педагогических наук, доцент;
профессор кафедры педагогики
и частных методик ГУО «Гомельский
областной институт развития образования»
Негативное поведение родителей на «плохие» отметки детей, прежде всего, убивает доброе взаимоотношение между ними. Светлана Ивановна предлагает следующие правила отметочной безопасности:
В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
«Не позволь отметке сожрать душу твоего малыша (даже если этот малыш уже выше тебя ростом) – всегда будь на стороне детства, на солнечной!»
В.Л. Леви
советский и российский психолог
Дорогие родители, давайте вместе воспитывать наших детей счастливыми! Приходите на встречи, для получения дополнительных знаний в вопросах обучения и воспитания.
Расписание ближайших занятий:
25 октября (1 классы) - Адаптация учащихся в 1-м классе.
26 октября (2 классы) - Как родители могут помочь ребенку учиться.
свернутьОдним из приоритетных направлений работы школы является сотрудничество всех служб школы с родителями.Это не только индивидуальные консультации,классные родительские собрания,но и родительские университеты."Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?"-тема такого занятия для родителей восьмиклассников, состоявшегося 20 апреля.Тема актуальна в свете того, что учащихся 8-х классов в следующем году ждут экзаменационные испытания,и к ним надо готовиться уже сейчас.В ходе занятия акцентировалось внимание родителей на том,что многие стороны жизни в подростковом возрасте требуют личной инициативы и уверенности в себе,поскольку именно это качество характера имеет огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.В обсуждении поставленных вопросов родители приняли активное участие, пытались понять причины возникающей неуверенности подростков,а также разобраться в том, как можно помочь своему ребенку.Занятие прошло интересно, плодотворно.Итогом такого сотрудничества стала памятка для родителей "Как помочь ребенку стать увереннее в себе",разработанная совместно в ходе занятия.
свернуть
19 апреля прошло занятие «родительского университета» для законных представителей девятиклассников по теме «Как помочь ребенку в выборе профессии».
На занятии мы попробовали ответить на вопрос: «Какова роль родителей при выборе профессии подростком?». А так же, познакомились с некоторыми приемами поддержки детей в выборе профессии.
Первое, что мы можем сделать, — разговаривать и наблюдать: что ребёнку нравится? Увлечения и даже манера поведения, так или иначе, говорят о личности, и из этого можно сделать выводы о том, что подойдет человеку в будущем.
Важно, чтобы родители возлагали часть ответственности на своих детей. Не случайно в психологии существует термин «профессиональное самоопределение». В ситуации, когда мы, взрослые, берем на себя полную ответственность за профессиональное определение детей, подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если старшекласснику кажется, что он не сам выбрал профессию, значит, он учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. Наоборот, ощущение того, что он сам выбрал эту профессию, существенно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Во время занятия мы разобрали алгоритмы выбора профессии, ошибки, разработали рекомендации для родителей при выборе профессии его ребенком.
Задача родителей сейчас — быть поддержкой и помочь определиться с направлением, которое поможет раскрыть потенциал личности и приобрести уверенность в себе.
7 февраля , в параллели 5 классов, прошло занятие родительского университета "Как стать хорошими родителями". Задачей мероприятия было помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей; способствовать формированию культуры общения родителей и детей; тренировать коммуникативные умения родителей.
В ходе мероприятия родители приняли активное участие в обсуждении проблемных вопросов, рассматривали жизненные ситуации, предлагали свои варианты решения проблем.
Так же был просмотрен видео ролик на данную тему.
В результате беседы определили основные качества идеальных родителей, а так же научились распознавать ошибки в воспитании детей.
В конце встречи родители получили памятки "Как быть хорошим родителем", " Если Ваш ребенок склонен совершать глупые поступки".
Тема заседания родительского университета во 2-ых классах
«Недетские игры наших детей.
Компьютер дома: вред или польза?»
Еще совсем недавно такая техника была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. Причем, молодежь и даже дети раннего школьного возраста владеют всеми премудростями обращения с компьютером и навигацией в Интернете порой гораздо лучше, чем взрослые.
Но нельзя не замечать того, что несмотря на весь тот вклад, который сделала компьютерная техника в развитие цивилизации, она оставила "тёмный" отпечаток на здоровье человека.
Польза от работы с компьютером
1.Во-первых, занятия на компьютере - это прежде всего игра. И то, что не очень интересно для ребенка само по себе, становится крайне привлекательным на экране монитора. Таким образом, для ребенка, обучающегося с помощью компьютерных программ, создается дополнительная мотивация — игровая.
Компьютерные игры развивают у ребенка:
Компьютерные игры учат ребенка:
4.Любое занятие на компьютере предполагает множественные и осмысленные нажатия, как на клавиши клавиатуры, так и кнопки мыши, в сочетании со зрительной функцией, а это воздействует положительно на развитие мелкой моторики, и конечно же, на развитие зрительно-моторной координации.
5.Специалисты и психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление.
6.Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. Разумеется, что положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Например, одни дети быстрее изучают языки, а другие начинают замечательно рисовать или осваивают музыкальные программы.
7.Большая часть работы за компьютером связана с созданием текстовых документов. Сейчас многие используют компьютер дома в качестве пишущей машинки. При подготовке к урокам компьютер может сэкономить много сил и времени. Использование различных шаблонов позволяет не набирать многократно одни и те же тексты, а только редактировать их. Понятно, что функция повторения является главным удобством. Компьютер в паре с телефоном приобретает новое качество, превращаясь разом в почту и факс. Электронная почта – самый удобный, дешёвый и быстрый способ связи. Если время доставки обычного письма исчисляется днями, а то и неделями, то электронного – минутами. Это ещё один «плюс» компьютера. Самым существенным достоинством компьютера является возможность выхода в Интернет – предоставление доступа к разнообразным информационным ресурсам. Многие используют Интернет с образовательными, культурными целями. В нём существует множество электронных библиотек, энциклопедические издания.
Если бы мы выступали с докладом в те времена, когда не было компьютеров, пришлось бы рисовать фломастером схемы, графики на больших ватманах. Сейчас же это сопровождается электронной презентацией из слайдов. Это тоже «плюс» компьютера. На компьютере с помощью специальных программ можно смонтировать довольно короткий, но яркий видеофильм.
Компьютер при наличии специальных программ, в состоянии стать универсальным музыкальным инструментом – мощным синтезатором.
Мы тоже используем на занятиях информационно-компьютерные технологии и детям это нравится. Такие уроки интересны.
Вред от работы с компьютером
1.Вредно для зрения.
Одной из основных особенностей является иной принцип чтения информации, чем при обычном чтении. При обычном чтении текст на бумаге, расположенный горизонтально на столе, считывается с наклоненной головой при падении светового потока на текст. При работе на компьютере читаем, почти не наклоняя голову, глаза смотрят прямо или почти прямо. Мы смотрим непосредственно на источник света, что вынуждает глаза и орган зрения в целом работать в несвойственном ему стрессовом режиме длительное время.
Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как вынуждены часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные.
Мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения.
При работе с компьютером частота моргания глазами снижается примерно втрое, из-за чего возникает частичное высыхание пленки слезной жидкости, являющееся причиной развития так называемого синдрома сухого глаза — это наиболее часто встречающееся заболевание людей, работающих за компьютером. Усталость, светобоязнь, резь, ощущение соринки в глазу, сопровождающееся зудом, жжением, раздражением и покраснением глаз, — все это симптомы синдрома сухого глаза. Высыхание слезной пленки снижает остроту зрения примерно на 0,5 диоптрий. У взрослых из-за перенапряжения глаз чаще всего развивается спазм аккомодации — ложная близорукость, а у детей «общение» с монитором приводит к истинной близорукости, которая с возрастом прогрессирует.
2.Вредно для позвоночника.
Работая за компьютером, вы длительное время сидите в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию её же, на других группах мышц. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а поскольку обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, соответственно он тоже нарушается, в итоге происходит деградация (разрушение) межпозвонковых дисков — остеохондроз. Стоит так же заметить, что в положении сидя нагрузка на межпозвоковые диски намного больше, чем в положении стоя или лёжа. Таким образом, все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах, в зависимости от её локализации. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника (сколиозу).
3.Вредно для кистей рук.
Покалывание, онемение, дрожь в пальцах рук, боль в запястье правой руки, управлявшей мышкой, — это не признаки переутомления или результат долгой работы. Все это — симптомы так называемого туннельного синдрома запястья, который сегодня встречается у большинства людей, работающих за компьютером. Длительные однообразные движения кистями и пальцами рук, а также их неправильное положение во время работы приводят к постоянному возникновению микротравм сосудисто-нервного пучка и окружающих тканей, что вызывает сдавливание нерва. При работе за компьютером нагрузка приходится не на всю руку, а на определенные мышцы, которые сначала гипертрофируются, а потом зажимают нерв. Нерв оказывается в ловушке — внутри него ухудшается кровообращение, что препятствует нормальному проведению нервных импульсов и вызывает сильную боль, отек и онемение пальцев.
4.Вредно для общего физического здоровья. Долго сидеть за компьютером вредно, потому что это отсутствие двигательной активности. Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов. Также это приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов. Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат регуляции. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность. Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико- химические свойства мышечных белков, в костной ткани уменьшается содержание кальция.
5.К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, относятся электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум, изменение ионного состава воздуха и параметров микроклимата в помещении. Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук, достоверно известно, что ультразвук негативно влияет на процессы обучаемости и памяти. Шум действует на барабанную перепонку, а в дальнейшем и на стволовые и корковые структуры мозга. Повышается тонус сосудов и, как следствие, артериальное давление, приводя, в конечном счете, к развитию гипертонической болезни еще в детском возрасте.
В начальном периоде воздействия может повышаться возбудимость нервной системы, проявляющаяся раздражительностью, нарушением сна, эмоциональной неустойчивостью. В последующем развиваются астенические состояния, т.е. физическая и нервно-психическая слабость. Указанные симптомы могут быть выражены в разной степени.
Тепловое воздействие ЭМП характеризуется повышением температуры тела, локальным избирательным нагревом клеток, тканей и органов вследствие перехода ЭМП в тепловую энергию. Интенсивность нагрева зависит от количества поглощенной энергии и скорости оттока тепла от облучаемых участков тела. Отток тепла затруднен в органах и тканях с плохим кровоснабжением. К ним в первую очередь относится хрусталик глаза, вследствие чего возможно развитие катаракты. Тепловому воздействию ЭМП подвергаются также паренхиматозные органы (печень, поджелудочная железа) и полые органы, содержащие жидкость (мочевой пузырь, желудок). Нагревание их может вызвать обострение хронических заболеваний
6.Физические вредные и опасные факторы: повышенные уровни электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучения; повышенный уровень статического электричества и запыленности воздуха рабочей зоны; повышенное содержание положительных аэронов и пониженное содержание отрицательных аэройонов в воздухе рабочей зоны; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
7.Химические вредные и опасные факторы следующие: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны двуокиси углерода, озона, аммиака, фенола и формальдегида.
8.Вредно для мочеполовой системы. При долгом сидении на стуле возникает тепловой эффект между сиденьем и телом человека, который приводит к застою крови в органах, находящихся в области таза, что негативно влияет на мочеполовую систему. Распространенной проблемой является геморрой.
9.Вредно для психики. Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, Компьютерная… и интернет-зависимость, компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь стрессы, которые вызваны зависимостью от компьютера:
- боязнь потери информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров);
- неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера;
- информационные перегрузки.
Признаки компьютерной зависимости:
Отрицательные способности Интернет.
Такая технология как Интернет и все услуги, которые предоставляются через неё (электронная почта, чаты, программы общения, конференции, форумы и т.п.) могут негативно воздействовать на психику человека. В результате перегрузки нервной системы может возникнуть особое заболевание – неврастения.
Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии - таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными. Исследование показало, что увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождалось снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, с которыми поддерживалась связь, а также усиления чувства депрессии и одиночества. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми дети ищут то, что им не хватает, в частности в Интернет.
Вред для ребенка есть с духовной точки зрения.
Знаем, что доступность сайтов с порнографическим содержанием очень высока. Да, многие такие ресурсы защищены кодами, но их так легко сломать, да и главные страницы этих сайтов, просто кишат фотоматериалами для тех, кому 18+. Можно только предполагать, какой вред для нормального духовного развития и становления могут нанести такие сайты. Это же относиться и к ресурсам, содержащим шокирующую информацию о различных культах, ритуалах, субкультурах.
Отрицательное воздействие компьютерных игр.
Детские психиатры уже давно бьет тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Интересный эксперимент, в ходе которого в мозг крыс вживляли электрод, который отвечал за получение удовольствия. Частое нажимание кнопки, приводящее к подаче электрических разрядов в мозг, привело к быстрому истощению крыс, так как они забыли о том, что нужно еще есть и пить. В итоге крысы просто умирали. А вот японские исследование показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга.
Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д.
Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности.
Влияние компьютера на ребенка негативно сказывается на сопоставлении реальных и виртуальных событий.
Детская агрессия и жестокость. Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. Вот к чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. А ведь дети способны это воспринять всерьез. Неоднократно были случаи, когда дети стреляли в своих одноклассников и проходящих по улице людей. По статистке, больше всего стреляющих детей в США. Там же зафиксирован ужасный случай, когда 4-летний ребенок, достав из шкафа отцовский пистолет, выстрелил в свою няню, которую потом увезли на скорой. С трудом верится в то, что он смог сделать это осознанно. Скорее всего, такой сюжет он видел либо по телевизору, либо в компьютере. Родительская невнимательность. В большинстве случаев родители, покупая ту или иную игру своему ребенку, не задумываются о ее содержании. В итоге они выбирают просто яркую обложку или руководствуются своими взрослыми желаниями, т.е тем, во что хотели бы поиграть сами. Хотя было бы полезным проверить то, во что потом будет играть ребенок. Детская психика очень восприимчива и не может критично оценивать увиденное. Иными словами, то, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь
Детский эгоизм. Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».
Неправильное восприятие мира. Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать. В свое время было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Были собраны две группы детей: одни не зависели от компьютера, а другие днями просиживали возле монитора. В итоге первая группа нарисовала яркий и красочный мир, с изображением деревьев, людей, солнца. А вот в рисунках второй группы четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. Некоторые дети даже изображали оружие и мертвецов.
Нежелание общаться с реальными людьми. Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.
Трата времени. Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Интернет и компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Организуйте максимально эргономично рабочее место.
2.При работе с компьютером каждый час делать перерывы.
3.Делайте простейшую гимнастику для глаз.
4.Как можно чаще меняйте позу или вставайте из-за стола.
5.Движение-это жизнь. Помните об этом. Чтобы не превратиться в дряблое, слабое, больное существо достаточно делать обычную гимнастику, которой обучали в школе.
6.Чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера!
Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее:
- ограничьте время нахождения ребенка за компьютером;
- следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и где «бродит» по Интернету;
- установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному;
- чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность;
- помогите ребенку найти общий язык со сверстниками;
- помните о том, что компьютер это всего лишь устройство, которое создано помогать человеку, а не порабощать его. Почаще выходите в реальный мир;
- делайте разгрузочные дни, когда вы живёте вообще без компьютера, телевизора и т.д. На самом деле так тоже можно жить. Хоть и не долго. Но всё-таки от компьютера надо отдыхать — это факт.
Главное отдыхать, а не находиться на улице и думать, быстрей бы к компьютеру — это уже диагноз.
Бесконтрольное общение с компьютером вредно!
Бесконтрольный доступ к Интернет детям вреден!
Это уход взрослых от воспитания детей!
Мы живем и работаем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя, сегодня он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю в наше время необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.
Анкета для родителей "Мой ребенок и компьютер" №1
Подчеркните один из предложенных вариантов ответа или запишите свой вариант.
1.Умеет ли ваш ребенок пользоваться компьютером? ДА НЕТ
2.Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?
_________________________________________________________________
3.Как ваш ребенок проводит время за компьютером?
Варианты ответов: играет в игры, смотрит мультфильмы или фильмы, другое (запишите, что именно) ___________________________________________________________________
4.Вы довольны, что ваш ребенок так увлечен компьютером? ДА НЕТ
5.У вас есть беспокойство по поводу пользования ребенком компьютера?
_________________________________________________________________
6.Что такое информационная безопасность ребенка, по вашему мнению?
_________________________________________________________________
7.Какие меры по информационной безопасности вашего ребенка вы предпринимаете?
_________________________________________________________________
8.Какие черты характера появились у ребенка после начала использования компьютера?
_________________________________________________________________
9.Сколько времени вы сами проводите за компьютером?
Благодарим за участие в анкетировании!
Анкета для родителей "Мой ребенок и компьютер" №2
1.Есть ли у Вас дома компьютер? __________________________________
2.Сколько времени в неделю проводит ребенок за компьютером? _____________________
3.Какие игры предпочитает?
а) игры – войны
б) стратегические
в) типа "тетрис"
г) графические
4.Ваше мнение:
Компьютер – это:
а) враг
б) друг
в) другое__________________________________
Благодарим за участие в анкетировании!
Анкета для родителей "Мой ребенок и компьютер" №3
____________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________________________________
Благодарим за участие в анкетировании!
свернуть
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ»
(для родителей учащихся ІІІ класса, 3-я четверть)
Н.К. Ковалевская,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 1 п. Дружный Пуховичского района Минской области»
Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах
воспитания детей-третьеклассников.
Задачи:
-познакомить родителей с психологическими и физиологическими
особенностями детей-третьеклассников;
-обозначить проблемы характера для данного возраста;
-дать рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей с
учетом их психофизиологических особенностей.
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная подготовка: анкеты для детей.
Накануне собрания, как минимум за неделю, классный руководитель проводит анкетирование учащихся.
Материалы и оборудование: листы белой бумаги, на доске тема и девиз занятия, иллюстрации к сказке «Колобок», презентация.
Ход мероприятия
Каждый год – это ступенька.
Не упустите ступеньку, чтобы не упасть.
Ш. Амонашвили [1]
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Сегодня
мне хотелось бы поговорить о возрастных особенностях третьеклассников.
Ваши дети взрослеют. Всё увереннее и решительнее делают самостоятельные шаги по своей дороге. Вам очень хочется помочь им... Это естественное и правильное желание. Только будьте помощником, а не руководителем! Я прошу вас относиться к взрослеющему ребенку, как садовник относится к дереву. Как бы мы тщательно не ухаживали за деревом, мы не вырастим его быстрее, чем это закономерно, - природу нельзя опередить. Можно только сажать семена, поливать, вносить удобрения и ждать.
Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – писал Я.А. Коменский [2].
Упражнение «Снежинка»
Упражнение проводится для того, чтобы показать родителям, что все дети разные. Различаются их способности, возможности и личностные качества.
Главное условие упражнения - не смотреть ни на кого и слушать инструкцию.
Перед каждым из вас на столе лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1.Сложите лист пополам.
5.Сложите лист пополам.
6.Оторвите правый верхний уголок.
Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока она будет возможна.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми [3].
Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем всё по-разному. Третьеклассники делают тоже все по-разному. Чтобы помочь ребёнку надо владеть знаниями о возрастных особенностях его развития. Все дети разные. Каждый ребенок – индивидуальность. А что же такое индивидуальность? Как ее развивать? Индивидуальный подход к каждому ребенку – это замечательно! Но каким бы ни он ни был – это мы, взрослые, «подходим» к ребенку со своими мерками. А потом ставим диагноз, опять же, свой, «взрослый» [4, с. 183].
Кто же такие третьеклассники? Какими особенностями отличаются?
Психологи утверждают, что 3 класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период.
По словам Л.С. Выготского, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим. В ходе учебной деятельности ребенок усваивает основы теоретического сознания и мышления, что ведет к возникновению рефлексии, анализа, внутреннего плана действий – новых качественных образований младшего школьного возраста [5].
Психологические исследования показывают, что между 2 и 3 классами наблюдается скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Родители могут оказать существенную помощь в реализации потенциальных возможностей детей этого возраста.
Возрастные особенности детей 9-10 лет
Физические
Предлагаем:
Интеллектуальные
Предлагаем:
Предлагаем:
Социальные
Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».
Предлагаем:
Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя», не изолировать себя от сверстников. Помогать сопереживать другим людям.
Духовные
Предлагаем:
Избрание положительных героев из литературы. Познакомить с героями настоящего времени.
Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает не всегда объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию.
Почему у одних из ребят происходит взросление легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями.
Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы».
В этот период у некоторых детей происходит снижение самооценки, он думает «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте, он не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению ко взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать.
Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива.
Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Ни для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этот период ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.
Что необходимо вашему ребенку сейчас?
1.Вера в свои силы, успехи.
2.Уход за своей одеждой, комнатой, книгами.
3.Приучать к пунктуальности.
4.Учить уважать права и чувства других людей.
5.Учить терпению, самоконтролю.
Анализ ситуаций
- Сейчас я предлагаю Вам проанализировать следующие ситуации.
(Аргументировать свою просьбу и спросить причину отказа).
(Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к друг другу, к детям, окружающим. Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо).
(Обыграть ситуацию. отмечать плюсом или минусом вовремя совершенное действие. За каждый минус – раньше укладывать спать).
(Разобрать ситуацию, выяснить, что думает ребенок по поводу драки, почему она произошла, как он относится к задире, есть ли у задиры хорошие качества, как ему помочь наладить отношения между ребятами.)
(Если ребенок чем-то уже занят, указать время, через которое он это должен сделать обязательно. До тех пор, пока не выполнит требование родителя не позволять заниматься другими делами.)
Анкеты детей
Я провела анкету для детей по следующим вопросам:
Послушайте некоторые ответы детей на эту анкету……………….
Сказка «Колобок» [6]
А сейчас я предлагаю вам известную сказку «Колобок» и попрошу вас принять активное участие в её разборе.
(Родители помогают в пересказе сказки по картинкам)
Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь. Родившийся ребёнок в семье должен быть всегда желанным.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь. Не оставляйте детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь. Научите ребёнка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвёртая. Научите ребёнка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая. Научите ребёнка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребёнка.
Подведение итогов
Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если встреча завершается «минутами благодарности» [7, с. 14], во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке занятия и делился опытом семейного воспитания.
Рефлексия
Игра «Чудесный ларец» (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании (родители записывают на листочках и кладут в ларец).
Я хочу закончить заседание словами В.А. Сухомлинского: «Воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо!»
До новых встреч!
свернутьАдаптация учащихся в первом классе.
Что такое адаптационный период и сколько он длится?
Адаптация— это приспособление к новым условиям жизни, труда. Адаптация первоклассника к школе — это процесс социализации ребёнка, вступление в новую систему отношений и взаимодействий. С того дня, как ваш малыш пошёл в 1 класс, происходит изменение во всех сферах его жизни, меняются распорядки и привычные условия. Это очень сложный период и помочь легче пережить его могут родители, педагоги и психологи, объединив свои усилия и знания.
Период адаптации первоклассника к школе является сложным и переломным моментом, многие психологи утверждают, что от первого учебного года, может зависеть всё дальнейшее обучение до совершеннолетия. А стресс, полученный ребёнком в первые школьные дни, приравнивается к стрессу взрослого, который одновременно сменил место жительства, работу и делает, например, ремонт в своей новой квартире.
Есть несколько причин трудной адаптации, которые в первую очередь связаны с постоянными изменениями и развитием современных школ.
Этапы адаптации
Адаптация проходит в несколько этапов.
Виды адаптации
Адаптационный период имеет разделение на несколько видов. Успешное прохождение адаптации означает успешное прохождение каждого вида, если по одному из критериев, ваш ребёнок не продвигается, весь процесс может затянуться на неопределённое время.
Социальная
В первую очередь ребёнок вступает в новую социальную роль, теперь он ученик и у него совсем новые обязанности. Ему необходимо научиться взаимодействовать с учителями, а именно, слушать их, выполнять требования и соблюдать дисциплину, а также следовать распорядку школы.
Следующий трудный момент — это установление контакта с одноклассниками и урегулирование всевозможных конфликтных ситуаций. Ну и, конечно же, выполнение домашних заданий и стремление к организованности и самостоятельности.
Физиологическая
Психологическая и умственная нагрузка, которую ребёнок испытывает при поступлении в школу сказывается самым прямым образом на физических данных организма. Стресс вызывает серьёзное напряжение, что приводит к переутомлению.
В данном случае главными показателями являются: общее самочувствие, аппетит, сон, обучаемость и работоспособность, склонность к заболеваниям.
Психологическая
Она чаще всего зависит от того, насколько ребёнок готов к школе, ведь чем больше развиты все психические процессы ученика, тем легче пройдёт адаптация. Основные показатели:
Школа – это один из главных и важных этапов в жизни маленького человечка перед вступлением во взрослую жизнь. Именно в школе ребёнок будет получать все необходимые знания и умения для дальнейшего развития в духовном, профессиональном и творческом смысле. А навыки коммуникации и взаимодействия с различными людьми положат основу дальнейших связей с обществом.
Сложности, с которыми может столкнуться первоклассник
Теперь выделим основные сложности, с которыми сталкивается почти каждый первоклассник.
Так проявляет себя данный синдром. В это время настоятельно рекомендуется соблюдать режим: полноценный сон, вкусное и сбалансированное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, а также спокойная атмосфера в семье. Таким образом, вы значительно облегчите адаптацию и снизите психологическую и физическую нагрузку ребёнка.
В данном случае помочь можно знакомыми способами. Полноценный сон, хорошее питание, прогулки на воздухе и спокойное времяпрепровождение перед сном. А внимательность и сосредоточенность можно развивать такими играми, как шашки, шахматы или даже нарды, то есть те развлечения, где есть правила.
Поддержка близких людей очень важна для ребёнка, и если он её не получает, то в голове образуется определённая схема, в которой любви родителей необходимо добиться во что бы то ни стало, а сделать это возможно, только определенным образом ведя себя. Любовь с условиями — не иначе. Такие ребята с самого детства и потом даже во взрослой жизни, чувствуют себя виноватыми, оттого, что не оправдали чьих-либо ожиданий.
Чтобы этого не произошло, мама с папой должны показать ребёнку, что любят его просто так, за то, что он есть, таким, какой он есть. А оценки никаким образом на эту любовь не влияют. Безусловная любовь = любовь без условий.
Например, забирая первоклашку со школы, не накидывайтесь с вопросами об оценках и замечаниях. Начните с вопросов, как прошёл день, что интересного, как настроение. Не давите на ребёнка, не критикуйте. То же самое с домашними заданиями. Учитесь хвалить даже тогда, когда допускаются ошибки, не отказывайте в помощи, но пытайтесь сделать всё за него.
И главное! Никогда не сравнивайте своего новоиспечённого ученика с другими детьми. Никогда!
В данной ситуации родителям необходимо понимать, что решение сменить учителя должно быть обдуманным и взвешенным, так как смена школы для ребенка будет ещё большим стрессом. Возможно, через какое-то время общий язык всё же найдётся.
Каждому ребёнку очень важно научиться выстраивать дружеские связи, выходить из конфликтных ситуаций без применения силы, научиться общаться.
Родителям стоит насторожиться и вмешаться в нескольких случаях.
В данной ситуации опять вопросы к родителям. Если ваш ребёнок не был обделён поддержкой, похвалой, если он незнаком с недостатком вашего внимания, завышенными требованиями, придирками и унижениями, тогда смело можно утверждать, что чадо ваше белой вороной не станет. В противном случае, лучше к психологу, всей семьёй.
Согласно статистике, в первые 2-3 месяца адаптируется около 60% детей, следующие 30% привыкнут только к окончанию первого полугодия, ну а 14% будут приспосабливаться весь учебный год.
Условия для успешной адаптации
Успешная адаптация зависит от многих факторов.
Наличие и симбиоз этих умений позволит ребёнку быстрее приспособиться к новым условиям и распорядку жизни, а также получать удовольствие от новых знаний, процесса обучения и новых друзей, общения с ними.
К главным условиям успешной адаптации можно отнести: наличие полной семьи, хороший уровень образования родителей; правильное воспитание и уважение к ребёнку, как к личности и как к школьнику; ну и, конечно, готовность самого школьника.
Критерии успешной адаптации
По длительности адаптация может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, иногда до года. Это зависит от характера ребёнка, его психологической готовности, типа школы, учителя, уровня сложности, интеллекта. В этот период крайне важна поддержка семьи.
Судить об успешности прохождения адаптационного периода можно по следующим критериям:
Важное правило!
Помогать можно и нужно. Постоянно выполнять задания вместе с ребёнком и уж тем более вместо него — большая ошибка.
Советы психолога родителям первоклассника
Стоит подытожить и выделить главные моменты для родителей первоклашки.
Важно сохранить дружескую и открытую связь между вами, чтобы впоследствии ребёнок мог вам доверять, чтобы он чувствовал вашу любовь и заботу, вне зависимости от успеваемости, а при любых проблемах и неурядицах мог поделиться с вами и не искал поддержку на стороне.
Важно.
Ваши ожидания не должны превосходить умения и таланты вашего ребёнка. Не поднимайте планку до степени учёного. Не нагружайте ребёнка одновременно различными курсами, уроками и секциями.
Заключение
Как быстро и незаметно пролетели 6 лет и вот ваш маленький комочек счастья уже идёт в школу. Наберитесь терпения, будьте спокойны и уверены, адекватны и сведущи в проблемах адаптации. Зная сложности, которые вас подстерегают, попробуйте воспользоваться этими советами и облегчить себе и ребёнку жизнь, ну а если будет сложно и непонятно, то стоит обратиться к психологу, он точно поможет ускорить адаптацию, направить в позитивное русло и мотивировать к обучению.
свернуть