Советы дефектолога

Дефектологическая служба

 

В  нашем учреждении образования работает пункт коррекционно-педагогической помощи, в котором учителя-дефектологи устраняют нарушения устной и письменной речи, а также организовано обучение детей в классах интегрированного обучения и воспитания.

 Если у Вас возникли вопросы по организации интегрированного обучения и воспитания либо оказанию коррекционно-педагогической помощи,  если Вы заметили у своего ребенка нарушения звукопроизношения или иные нарушения развития, Вы можете обратиться за консультацией к учителям-дефектологам школы. Так как в учреждении образования действует пропускной режим, Вам необходимо согласовать свой приход для получения консультации через классного руководителя или по телефонам: 56-632, 56-595.

 

Учителя-дефектологи:

Ф.И.О. педагога                              квалификационная           педагогический

                                                                  категория                      стаж

 

Дударевич  Татьяна Степановна               первая                           42

Иваненко Анна  Николаевна                     молодой специалист       -

Лещенко Людмила Владимировна             первая                            8

Лисина  Ольга Николаевна                       высшая                          27

Сикорская  Инна  Мечиславовна               высшая                          40

Шакуро Ольга  Владимировна                   первая                            6

Шеверенко   Анастасия  Андреевна           первая                            5

Специфика профориентационной работы с учащимися, имеющими  особенности психофизического развития  

26.11.2023
развернуть

Специфика профориентационной работы с учащимися, имеющими  особенности психофизического развития

 

Выбор профессии - сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается учащимся с особенностями психофизического развития (ОПФР). Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родителей.

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с особенностями психофизического развития было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям и адекватное  отношение  к ситуации выбора профессии. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.

Исходя из особенностей состояния здоровья, имеется классификация основных групп учащихся с ОПФР:

- нарушение слуха

- слабовидящие

- нарушение речи

- нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА)

- трудности в обучении

- интеллектуальная недостаточность

- аутизм

-комплексные нарушения (сочетания двух или более психофизических нарушений)

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии учащимися с ОПФР важным для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка является диагностика способностейличностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков.

При организации работы с подростками по выбору профессии, имеющими особенности психофизического развития, учитываются такие факторы, как:

  • позиция родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • поддержка со стороны педагогов;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
  • информированность об особенностях той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими особенности психофизического развития, достаточно многообразны:

  • профессионально – ориентационные беседы;
  • занятия в кружках, мастерских;
  • экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
  • встречи со специалистами;
  • участие в «днях открытых дверей»;
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
  • использование средств массовой агитации: стендов, буклетов, фотоальбомов.

Для подростка с ОПФР правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна. Во-первых, это возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений и социальной интеграции в целом. Во-вторых, сама возможность профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности.

Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации учащихся с ОПФР и необходимость совместных усилий педагогов по подготовке ребенка к самостоятельной жизни совместно с учреждениями профессионального образования.

Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами  психологической  и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения развития. Необходимым условием консультирования подростков с ОПФР является их желание консультироваться – получать помощь в разрешении вопросов, а так же принять ответственность за свое профессиональное будущее.

Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе родителей учащихся с ОПФР. Благодаря участию родителей в учебной и воспитательной работе  возрастает их авторитет в глазах детей, возникает атмосфера доверия и взаимного уважения. Особенно полезна организация видов деятельности, в которых родители могут проявить свои профессиональные навыки.

С результатами диагностического исследования подростков с ОПФР нужно начинать знакомить с позитивной информации для того, что бы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий.

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, учитывать  состояние его здоровья. Подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

свернуть

Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования

26.11.2023
развернуть

Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования

 

№ п/п

Название учебного заведения

Категория поступающих

(характер нарушения)

Уровень образования поступающих

Наименование учебной специальности, единичной квалификации

1.       

УО «Борисовский государственный строительный колледж»

 

лица

 с интеллектуальной недостаточностью

 

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

 

«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»

2.       

УО «Вилейский государственный колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;

 

«технология швейного производства: швея»

3.       

ГУО «Воложинский сельскохозяйственный колледж»

 

лица

 с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 

«технология швейного производства: швея»;

 

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

4.       

УО «Копыльский государственный  колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение.

«технология швейного производства: швея»;

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

5.       

УО «Смолевичский государственный колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»

 

6.       

УО «Любанский государственный колледж»

 

лица

с  интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

 

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

7.       

 

ГУО "Червенский  строительный колледж"

 

 

 

 

лица

с интеллектуальной недостаточностью

 

 

 

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 

 

 

 

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

 

«санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования»

8.       

УО «Слуцкий государственный индустриальный колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

 

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур"

 

9.

УО «Молодечненский государственный колледж»

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур»

 

10.

УО «Узденский государственный колледж»

 

лица

с интеллектуальной недостаточностью

программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;

«технология швейного производства: швея»

 

свернуть

Учителя-дефектологи повысили свой профессиональный  уровень

19.01.2023
развернуть

         

  19 января 2023 года прошла аттестация педагогов ГУО «Средняя школа №1 п.Дружный».

           Повысили свой профессиональный  уровень учителя-дефектологи

Власовец Анастасия Андреевна

Шакуро Ольга Владимировна

Им присвоена первая квалификационная категория по должности учитель-дефектолог.

           В рамках аттестации  Власовец Анастасия Андреевна и Шакуро Ольга Владимировна подготовили и провели  открытые учебные и коррекционные занятия с детьми классов интегрированного обучения и воспитания.

          Поздравляем наших коллег и желаем им дальнейшей плодотворной работы!

свернуть

Кто такой тьютор и  каковы его компетенции?

07.12.2022
развернуть

Кто такой тьютор и  каковы его компетенции?

(По материалам статьи «Учитель? Репетитор? Воспитатель?»

 в газете «Пухавіцкія навіны» 03.12.2022)

 

В Беларуси тьюторство – явление достаточно редкое, хотя это инновационная практика сопровождения детей с особенностями психофизического развития в процессе обучения становится востребованной.  Тьютор (англ.tutor - наставник) – это педагог,  оказывающий ребенку индивидуальное сопровождение в процессе обучения. Тьютор помогает детям с особенностями развития (у нас в районе – с расстройствами аутистического спектра) адаптироваться и социализироваться в образовательной среде. Сегодня в учреждениях образования Пуховичского района обучается 38 детей с  расстройствами аутистического спектра. Тьюторы работают в 4 школах и 10 детских садах.

Учитывая, что тьюторство – новое направление в работе, специалисты ГУО «Пуховичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» посещают тренинги, семинары, проходят обучение и делятся знаниями с педагогами, работающими в учреждениях образования.

Елизавета Анатольевна Мишарина – учитель начальных классов. Но сегодня она выполняет обязанности тьютора в ГУО «Средняя школа №1 п.Дружный». Чтобы приступить к своим обязанностям, Елизавета Анатольевна изучила всю доступную информацию о  детях с аутизмом и о тьюторстве. Она находится с ребенком и на учебных занятиях, и на переменах, и в группе продленного дня, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и справлялся с заданиями наравне со сверстниками. Любой дискомфорт   для  такого ребенка – большая проблема.

Тьютор должен направить подопечного в решении учебных задач,  помочь наладить отношения с детьми в классе, справиться с возникающими трудностями. Но нужно понимать, что это не репетиторство. Тьютор, изучив особенности патологии ребенка, выстраивает сам образовательный процесс и учит подопечного самостояте льности. Елизавета Анатольевна тесно работает с семьей ребенка, с педагогами, ведет дневник общих успехов и достижений учащегося, учится находить причины каких-то проблем или неудач. Даже несколько месяцев такой совместной работы дали определенный положительный результат.

Учреждение образования «Солигорский государственный колледж» рассматривает вопрос об открытии подготовки по специальности Педагогическое сопровождение (квалификация – Воспитатель).

свернуть

Учимся слышать звуки и правильно их произносить

развернуть

Учимся слышать звуки и правильно их произносить

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковому оформлению  слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на занятиях навыков.

«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.   

«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.    

 «МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

«МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

свернуть

Советы родителям

развернуть

Советы родителям

по профилактике речевых нарушений

 

    Наши дети – это то, ради чего мы живём на земле. Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка грамотным, развитым человеком.

    Речь ребёнка – важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. Именно родители должны развивать правильную, красивую и совершенную речь.

 

Что можно сделать

для развития речи ребёнка?

 

  1. С ребёнком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ваш ребёнок нуждается в собеседнике.

 

  1. Побуждайте ребёнка рассказывать о том, что он делает.

 

  1. Ваша речь, обращённая к ребёнку, должна быть правильной. Не сюсюкайте, копируя его произношение.

Ваша речь должна служить образцом для ребёнка.

 

4.Читайте вместе интересные книги, учите рассказывать о том, что вы прочитали.

 

  1. Разговаривая сребёнком, помогайте подобрать ему точные слова для выражения мыслей.

     При недоразвитии речи необходимо обратиться к учителю-дефектологу.

 

свернуть