Профилактика суицида

Методические рекомендации по профилактике суицида

Телефоны доверия

19.03.2024
развернуть

Государственное учреждение образования

"Минский районный социально-педагогический центр"

Директор: Эзрина Елена Валерьевна

Телефон: 8017 542 04 03

Адрес: 223028, Минский район, аг.Ждановичи, ул.Широкая, д.36а

Электронная почта: spc.minsk-roo@guo.bc.by 

Режим работы ГУО «Минский районный СПЦ»

Понедельник-пятница с 8.00 до 17.00, суббота - по отдельному графику

Обед  13.00-14.00

Режим работы приюта ГУО «Минский районный СПЦ»

круглосуточно

Телефон 8 (017) 5420409

Телефон «горячей линии» ГУО «Минский районный СПЦ»

8 (017) 5422448

Сайт ГУО «Минский районный СПЦ»:http://spc.minsk.edu.by/

В Минской области работает телефон доверия для оказания экстренной психологической помощи

Если вы столкнулись с серьезными жизненными проблемами и нуждаетесь в поддержке, обращайтесь к специалистам Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» по телефонам:

☎️ 8(017)311-00-99 ( стационарный), 

     +375(29)101-73-73 (А1),

 +375(29)899-04-01 (МТС) с возможностью обращения через мессенджерTelegram, WhatsApp.

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей

8 801

100 16 11

круглосуточно,

бесплатно

Телефонная Детская линия помощи 

8 (801) 100-16-11

(звонки со стационарных телефонов бесплатные)

Звонки принимаются

круглосуточно, анонимно, бесплатно

 

 

 

свернуть

Признаки суицидального поведения

01.12.2023
развернуть

Те, кто читал роман Марка Твена «Том Сойер» наверняка помнят, как главный герой мечтал о своей смерти, поссорившись с тетушкой. Он явно представлял себе, как она расстроится и будет до конца жизни винить себя за смерть такого «хорошего мальчика». В психологии суицидального поведения такое поведение расценивается, как двойственное отношение к смерти и бытию. Обычно свою гибель подросток воспринимает, как способ воздействия на взрослых и не осознает необратимость последствий.

   Суицидальное поведение детей актуально и в наше время. Родителям и педагогам следует обращать особое внимание на поведение подростка, чтобы вовремя выявить первые признаки суицидального настроения.

Признаки суицидального поведения

Суицидальное поведение подростка может включать:

  • мысли о бессмысленности жизни;
  • фантазии о смерти;
  • высказывания о желании умереть («мне все надоело», «я не хочу жить»);
  • повышенный интерес подростка к темам смерти (книги, форумы и социальные сети, неформальные организации, культивирующие суицидальные наклонности).

      Чаще всего подростки хотят продемонстрировать суицидальное поведение с целью привлечь к себе внимание. Возникновению суицидального поведения могут предшествовать депрессивные состояния, характеризующиеся плохим настроением, чувством скуки и одиночества, фиксацией внимания на мелочах, замкнутостью, агрессией по отношению к взрослым, злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Такое поведение влечет за собой истинный суицид, который никогда не бывает спонтанным. К другим видам суицидального поведения относится скрытый суицид, при котором подросток выбирает «суицидально обусловленное поведение»: вхождение в опасные группировки, рисковая езда на транспорте, опасные виды спорта, наркотики. Чаще всего подростки склонны все же к демонстративному суициду, в котором суицидальный поступок выступает в качестве диалога, с помощью которого подросток хочет высказаться и быть понятым.

Причины суицидального поведения

  1. Повлиять на значимого в жизни подростка человека. Чаще всего разрешить любовный конфликт (заставить раскаяться того, кто обидел, заставить обратить на себя внимание того, кто нравится, и т.д.).
  2. Разрешить конфликт с родителями. Очень часто авторитарный стиль воспитания, где к подростку предъявляют безапелляционные требования, приводит к конфликту и далее к мысли о суициде. Также слишком попустительский стиль воспитания может натолкнуть подростка к мысли о суициде для того, чтобы родители на него обратили внимание.
  3. Непонимание в школе. Подростки, которые имеют плохою успеваемость, вступают в конфликты с учителями и администрацией. Подростком управляют потребности в самоуважении, в положительной оценке, в общении, недостаток которых может вызвать желание уйти из жизни.

Факторы риска суицидального поведения

Не все подростки склонны к суицидальному поведению, и большинство тех, кто склонен можно отнести к различным группам риска.

  • подростки, которые имели предыдущую незаконченную попытку самоубийства;
  • подростки, у которых в семье встречались случаи суицида;
  • злоупотребление алкоголем и наркозависимость;
  • подростки с аффективными расстройствами и депрессиями;
  • подростки с тяжелыми или хроническими заболеваниями;
  • подростки, пережившие утрату близкого или значимого человека;
  • подростки, пережившие насилие;
  • подростки из неблагополучных и неполных семей.

Способы преодоления суицидального поведения

    Подростковый возраст характеризуется полным отторжением помощи родителей, педагогов и профессионалов. В тоже время диагностика суицидального поведения подростков имеет  важное профилактическое значение. Своевременное определение предвестников суицида может помочь в его предотвращении. Профилактика суицидального поведения должна проводиться как дома, так и в школе. Для этого нельзя игнорировать изменения подростка, его проблемы и предупреждающие знаки. Нельзя осуждать и критиковать откровения подростка, при общении сохраняйте спокойствие и будьте искренними. Покажите, что вы готовы выслушать и понять ситуацию. Ненавязчиво можно предложить найти решение и повернуть ситуацию в неожиданном ключе.

Целью профилактики суицидального поведения несовершеннолетних является
прочное укрепление желания жить и радоваться жизни.
 
свернуть

Методические рекомендации по профилактике суицида (Беларусь)

11.03.2024
развернуть

Методические рекомендации по профилактике суицида (Беларусь) скачать

 

свернуть

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов

11.03.2024
развернуть

С целью профилактики суицидов родителям необходимо:

1.      ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

2.      анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

3.      учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;

4.      воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

5.      не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

6.      не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

7.      обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

8.      записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:

1.      Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьезно психически травмирован ребенок.

2.      Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3.      Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.

4.      Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.

5.      Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от * несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно очень любят.

6.      Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.

7.      Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как подростку, так и в семье.

8.      Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.

9.      При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. Беда ведь общая. При попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

•        Успокоиться самому.

•        Уделить всё внимание ребёнку.

•        Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

•        Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

•        Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1)      Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2)      Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя поняп(а), что ...?»

3)      Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4)      Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой другЪ>

5)      Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

1.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем- нибудь другом».

4.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

свернуть

Нормативно-правовые основы профилактики суицидального риска

11.03.2024
развернуть

Нормативно-правовые основы профилактики суицидального риска (рекомендации МОИРО)  скачать / посмотреть

  • Психология суицидального поведения (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть
  • Как прекрасен этот мир. Сборник мероприятий по профилактике суицидов (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть
  • Методические рекомендации по профилактике суицида (Беларусь) (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть
свернуть